Американский режиссер Джефф Б. Хармон об афганской войне
Продолжаем публикации о тех, кто способствовал укреплению боевой силы моджахедов в Афганистане в боевых действиях против правительственных войск ДРА и советского воинского контингента.
Джефф Б. Хармон (род. 31 декабря 1953 г.) - американский режиссер, писатель и продюсер. Он также актер, фотограф и автор песен.
Как журналист и военный корреспондент, он умудрился проникнуть в нацистское подполье в Парагвае во время поиска доктора Джозефа Менгеле, быть среди "эскадронов смерти" в Сальвадоре, освещал коронацию императора Бокассы.
Война в Афганистане. Он смог снять три фильма, как со стороны моджахедов, так и советской стороны. Как он умудрился договориться и просочиться сквозь сито нашей контрразведки - загадка. Вернее, сейчас понятно как. Время гласности. Советский контингент готовили к выводу из Афганистана и мировому сообществу необходимо было показать, что мы "тоже люди". Для справки: Джефф Б. Хармон в своём фильме повествует о неком советском пленном, который отказывается говорить с моджахедами. Сама казнь в фильм не вошла. Оператор отказался снимать, а вот Хармон, по слухам, нет. Но вот эпизод психологического издевательства над этим шурави вошёл в фильм.
Для сознания нашего документального спецпроекта "Ташакор" знакомство с творчеством Джеффа Б. Хармона было знаковым. Предпринимаем попытки с ним связаться, чтобы попытаться у него добыть видео-фото документы, а также свидетельства о пленённых советских солдатах моджахедами. К сожалению до сих пор все попытки выйти на связь с ним тщетны.
Работая как независимый режиссер вместе с британским оператором Александром Линдси, в 1989 году Хармон завершил свою афганскую трилогию, в которую вошли документальные фильмы «Джихад: священная война в Афганистане», получившие награду Королевского телевизионного общества и награду ACE, " Афган" и "Военачальник из Kayan".
"Джихад" занял более года, и был снят тайно в разных провинциях Афганистана, в том числе в Кунаре и Кандагаре. Он показал боевые действия и повседневную жизнь в условиях "советской оккупации", что видно глазами Хаджи Адбул Латифа, «Кандагарского льва» и его бойцов моджахедов. "Джихад" получил различные награды, в том числе престижную премию Королевской телевизионной журналистики, премию ACE (высшая награда в американском кабельном телевидении), Голубую ленту на американском кинофестивале и Золотой орел CINE. Критики назвали документальный фильм «поучительной, содержательной, не скучной и важной частью журналистики, которую должна рассмотреть американская публика и лица, принимающие решения».
Хармон и Линдсей были одними из немногих, кому позже удалось создать еще один документальный фильм «Афган» о той же войне, но на этот раз со стороны Советской армии, получивший беспрецедентный доступ к войскам и даже летевший в составе спецназа. Афган выиграл Голубую ленту на американском кинофестивале.
"Военачальник из Каяна" рассказал историю Саида Джафара Надери, сына афганского лидера исмаилитов и бывшего члена банды хиппи в Аллентауне, который работал в McDonald's и играл на барабанах в хэви-метал группе. Позже он стал губернатором провинции и начальником частной армии в Афганистане численностью 12 000 человек. Он сражался с Северным альянсом против талибов. Фильм получил премию «Золотые ворота» на международном кинофестивале в Сан-Франциско.
В 2014 году Джефф Хармон опубликовал свою автобиографию «Пикаро: психопаты, полевые командиры и разбойник на темной стороне истории». В одном из обзоров отмечалось, что «хотя он был написан более тридцати лет назад для современных читателей Пикаро, его рассказы об Афганистане, в частности, обеспечивают столь необходимую ясность в свете нынешних сражений американских военных в том же регионе».
Очевидно, что Джефф Б. Хармон был непростым режиссёром, а учитывая его тесные контакты с полевыми командирами моджахедов, имеет смысл в поисковых работах по пропавшим без вести советским военнослужащим, найти возможность и расспросить Джефф Б. Хармон по нескольким эпизодам.