Советско-пакистанские боестолкновения в воздухе 1986-89 гг
Помимо того, что советские войска совершали скрытые рейды на территорию Пакистана для уничтожения баз моджахедов в приграничных зонах Афгано-Пакистанской границы, в небе Пакистана также было несколько случаев боестолкновений авиации Пакистана и СССР.
С 1984 года афганские моджахеды для борьбы с советской авиацией начали получать переносные зенитно-ракетные комплексы «Стингер» и «Блоупайп», поставленные в Афганистан из США и Великобритании через Пакистан. Из-за этого, как считают ветераны пакистанских ВВС, советские самолеты начали летать вблизи или даже внутри воздушного пространства Пакистана, чтобы обойти высокогорные зоны предполагаемого поражения ПЗРК моджахедов. Сначала это были небоевые самолеты, но вскоре в небе Пакистана появились советские истребители и другие боевые летательные аппараты производства Советского Союза, что привело к столкновениям между ВВС Пакистана и СССР.
Ветераны ВВС Пакистана отмечают факт, что в небе Пакистана были сбиты 10 советских летательных аппарата, при этом пакистанские ВВС не потеряли ни одного.
17 мая 1986 г. Ldr. А. Хамид Кадри 9-я эскадрилья, PAF F-16A Fighting Falcon PAF Sargodha 2 советских (афганских) Су-22 сбил оба Су-22 в одном боевом вылете на высоте 16 000 футов над Парачинаром, Пакистан. При том – одно поражение из AIM-9L Sidewinder, одно поражение из огнестрельного вооружения.
30 марта 1987 Wng. Cdr. Абдул Раззак 9-я эскадрилья, PAF F-16A Fighting Falcon PAF Sargodha 1 советский (афганский) Ан-26 сбит недалеко от Мираншаха, Пакистан, во время разведки.
16 апреля 1987 г. Ldr. Бадар Ислам 14-я эскадрилья, PAF F-16A Fighting Falcon САФ Минхас (Камра) 1 советский (афганский) Су-22 Сбит после обстрела пакистанских деревень недалеко от Талла, Пакистан, вместе с другим Су-22 и парой МиГ-23МЛД, летевших сверху. Эти самолёты вышли из боя. (Дополнение: В этот же день 16 апреля 1987, не в воздушном бою — МиГ-23МЛД (190-й истребительный авиационный полк). Сбит зенитной установкой с земли в районе Джавары (пушту. «Волчья яма») — укрепрайон афганских моджахедов в период Афганской войны (1979—1989) в зоне афгано-пакистанской границы провинции Хост республика Афганистан. Лётчик командир полка Л.Фурса катапультировался и спасён).
На территории пакистанских ВВС в Пешаваре на постаменте часть крыла СУ 25, которого пилотировал полковник Александр Руцкой
4 августа 1988 г. Ldr. Атар Бухари 14-я эскадрилья, PAF F-16A Fighting Falcon САФ Минхас (Камра) сбит один советский Су-25 полковника Руцкого Александра Владимировича, ВВС СССР (катапультировался) 1 САФ F-16 Vs. в бою с 4 советских Су-25. Ночной перехват над Парачинар, Пакистан. AIM-9L Sidewinder Kill. Остальные три Су-25 вышли из боя. Советский пилот Су-25 полковник Руцкой Александр Владимирович (впоследствии вице-президент России) был взят в плен пакистанскими властями.
Атар Бухари 14-я эскадрилья
2 сентября 1988 г., Flt. Лейтенант Халид Махмуд 14-я эскадрилья, PAF F-16A Fighting Falcon PAF Minhas (Kamra) 2 советских МиГ-23МЛД 2 PAF F-16 Vs. рядом с приграничной зоной Навагаи с Пакистаном. Оба сбиты за один вылет с AIM-9L и AIM-9P Sidewinders.
3 ноября 1988 г., Flt. Лейтенант Халид Махмуд 14-я эскадрилья, PAF F-16A Fighting Falcon САФ Минхас (Камра) 1 Су-22 ВВС Афганистана. Капитан Хашим, AAF (катапультировался) недалеко от Талла, Пакистан. Афганский пилот капитан Хашим был схвачен.
20/21 ноября 1988 г. Мухаммад Аббас Хаттак 14-я эскадрилья, PAF F-16A Fighting Falcon PAF Minhas (Kamra) 1 советский Ан-26 Сбит во время разведки над территорией Пакистана.
31 января 1989 г., Flt. Лейтенант Халид Махмуд 14-я эскадрилья, PAF F-16B Fighting Falcon PAF Minhas (Kamra) 1 советский Ан-24 Ночной перехват около Банну, Пакистан, во время одиночной «горячей схватки». Ан-24 разбился при попытке выйти из манёвра.
В хроникальных кадрах пакистанских ВВС сохранилось видео, в котором Атар Бухари 14-я эскадрилья ВВС Пакистана показывает на хвосты и оперение сбитых советских самолётов, в том числе и на те фрагменты самолёта, которым пилотировал полковник Александр Руцкой.
Комментарий читателя:
Петрович
https://www.youtube.com/channel/UCALaCES8kaad2mC1pUUv3_A
«Ублюдки, бьющие в спину» — впервые так о своих «иностранных партнерах» советские летчики начали говорить еще в Афганистане. Авиация СССР тогда действовала против «душманов» у границы с Пакистаном и пакистанские истребители часто пытались атаковать советские самолеты подлыми «ударами в спину». Вот только один из известных случаев. Четыре советских истребителя-бомбардировщика МиГ-23 вели «обработку» опорного узла афганских «духов» возле города Хост, неподалёку с границей Пакистана. Пользуясь тем, что советские пилоты были заняты штурмовкой, под прикрытием облачности пакистанский F-16 проник в афганское воздушное пространство и попытался неожиданно атаковать наши истребители. Не тут-то было — уровень подготовки советских пилотов был гораздо выше, чем у пакистанского «свободного охотника». Пара истребителей, которая уже нанесла удар «по земле», тут же переключилась на прикрытие своих товарищей и атаковала «ястреба». Вероломное нападение закончилось для того очень плохо. Правительство Исламабада пыталось потом лгать, что якобы их пилота сбили ракетой в воздушном пространстве Пакистана. Вот только добраться до «родины» пакистанцу не удалось. Его сбили «дедовским способом» — огнём из пушек при классической атаке «на вертикалях». Источник: https://vistanews.ru/politics/army/309947
Одно из столкновений между ВВС СССР и Пакистана произошло 29 апреля 1986 года. В этот день четверке МиГ-23 предстояло вылететь на бомбёжку района Джавары к югу от Хоста. Этот край кто-то из советских военных метко окрестил «страной Душманией». Здесь находилась большая хорошо укреплённая база моджахедов, с учебными центрами, мастерскими, штабом и даже патронным заводов. Вот по этой-то «стране Душмании» и надо было нанести бомбовый удар. Но не простой, а с «изюминкой». В роли «изюминки» выступали осколочно-фугасные бомбы фаб-100, или «сотки», которые были установлены в режим минирования. Такие бомбы взрываются не сразу при ударе о землю, а спустя какое-то время. У этих таймер стоял на шесть суток. Замысел советского командования был прост — после того как самолёты сбросят бомбы и улетят, тревога уляжется, а моджахеды вылезут из своих нор и приступят к обычным занятиям. И вот тут-то бомбы-мины и начнут взрываться одна за другой. Ну а если какая-нибудь из бомб будет обнаружена, то при попытке её разминировать сработает самоликвидатор. Сбит самолёт! Вот самолёты вылетели с аэродрома и направились в сторону заданного района. Предполагалось проводит бомбометание с высоты 4 км, чтобы разлёт бомб был как можно больше; но сами самолёты оставались бы вне зоны действия средств ПВО душманов. Чтобы избежать перехвата пакистанскими самолётами, МиГ-23 шли по маршруту далеко от афганской границы. Но, как оказалось, недостаточно далеко. Вскоре группа вышла в заданный район, и ведущий заметил в разрывах облаков посёлок Тани, расположенный к югу от Хоста. Это был хорошо заметный ориентир, показывающий, что самолёты в заданном районе. «Миги» сомкнули строй и легли на боевой курс. И в этот момент в наушниках запищала «Берёза» — система предупреждающая, что самолёт облучает либо наземная РЛС какого-нибудь ЗРК, либо бортовая РЛС вражеского самолёта. Но на предупреждение никто не обратил внимания, всем было не до этого. Вся четвёрка сбросила высоту, пронеслась над самой кромкой горного хребта — и тут же стремительные машины рванули вверх. И в этот самый момент стальным дождём вниз полетели бомбы, по 16 штук с каждого самолёта. Сбросив свой смертоносный груз, «миги» стремительно поднимались к облакам. Стрелка альтиметра показывала уж 6 км, когда позади них вдруг что-то ярко вспыхнуло. Ведущий оглянулся — в небе ярко пылал факел, затем в огне что-то хлопнуло и в сторону стремительно понеслась тёмная точка. Закачался купол парашюта. Видимо, сработала катапульта. Но кто же горит? Ведь все советские МиГ-23 были целы и невредимы. Командир группы доложил на базу, что видит на земле догорающий неизвестный самолёт, и тут из облаков выскочил как ошпаренный серо-голубой F-16 и на форсаже с набором высоты стал уходить в сторону пакистанской границы. А мы его бомбой! Уже через несколько дней выяснилось, что произошло. Оказывается, когда четвёрка советских МиГ-23 заходила в атаку, на них самих охотилась пара пакистанских F-16. Враг готовился атаковать советские машины, как только те сбросят бомбы и начнут набирать высоту. Однако неожиданный манёвр наших лётчиков перед атакой сбил пакистанцев с толку — когда наши «миги» резко снизились, F-16 потеряли их из виду. Боясь упустить добычу, пакистанцы рванули вперёд, но к тому времени советские самолёты уже начали набор высоты и… сбросили бомбы. Вот под этот веер бомб и угодили пакистанские лётчики. По всей видимости, одна из «соток» ударилась в один из F-16 с такой силой, что самолёт просто развалился в воздухе. Впрочем, была ещё одна версия: ведущий пары F-16 мог быть сбит своим ведомым. Увидев, что советские самолёты резким манёвром уходят из зоны атаки, пакистанский лётчик мог поторопиться и пустить ракету, когда в прицеле находился его ведущий. Ракета вместо цели могла перенавестись на более близкую цель. Такие случаи, кстати, были не редкостью. Так, например, в 120-м иап при перехвате летающих мишеней замполит сбил своего же командира эскадрильи. Ну а причина нервозности пакистанцев была проста. Примерно в то же время над местом действия появилась ещё одна пара советских истребителей МиГ-23, группа прикрытия, вооружённая для воздушного боя. Работа РЛС этих самолётов могла спугнуть F-16. Кстати, пилоту сбитого самолёта повезло. Он приземлился в район, контролируемый душманами, и уже ночью был вывезен в Пакистан. Разумеется, в советской печати не было сказано ни слова про этот инцидент, ТАСС лишь сообщил, что ПВО армии ДРА сбила нарушивший границу самолёт Пакистана. Зарубежные СМИ же, напротив, писали, что пакистанские F-16 сбили советский самолёт. Однако позже газеты начали утверждать с точностью до наоборот о том, что это советские лётчики сбили пакистанский истребитель. И вот теперь, спустя много лет, настало наконец-то время узнать правду об этой запутанной истории.